Владельцы многих сайтов недооценивают значение пользовательского соглашения. Почему? Потому что они искренне уверены: если внести туда пункт о том, что в любой момент оно может быть в одностороннем порядке изменено администрацией сайта, то так оно и будет. Тем самым владельцы демонстрируют собственное незнание действующего законодательства Российской Федерации, которое на этот вопрос смотрит иначе. (Некоторые, включая, кстати, и ВК, маскируют то же условие под более изощрёнными конструкциями. Законным оно от этого не становится.) Операторы сотовой связи тоже нередко этим грешат, фактически в одностороннем порядке изменяя тарифы по уже заключённым договорам.
Статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещает одностороннее изменение обязательства (в том числе вытекающего из договора, коим пользовательское соглашение и является), кроме случаев, предусмотренных законом. Если такое обязательство связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, то одностороннее изменение допускается также в случаях, предусмотренных договором. Но в большинстве случаев эта оговорка неприменима и потому действует общее правило. (Строго говоря, одностороннее изменение договора возможно и по общему правилу, но только если это не влечёт изменения условий обязательств. Таких примеров очень мало: скажем, исправление орфографических и пунктуационных ошибок.)
На нытьё из серии «а если срочно понадобится что-то менять?!!» замечу:
а) нанимайте нормальных юристов, которые бы сделали соглашение таким, чтобы не пришлось его потом менять;
б) учитесь у «Дождя».
Телеканал «Дождь» после известного опроса попал в очень тяжёлую финансовую ситуацию, поскольку с ним отказались продолжать работу кабельные операторы, обеспечивавшие ему в совокупности… скажем так, немалую часть прибыли. Конечно, другая часть кабельных операторов осталась, остались интернет-подписчики (их количество даже возрасло) и, как следствие, рекламодатели. Тем не менее, канал вынужден был сильно затянуть пояс. Но и этого оказалось мало; доходов слишком мало.
Итак, деньги нужны, а их нет. Что делать? Руководство приняло радикальное решение: увеличить стоимость интернет-подписки, в том числе для уже существующих подписчиков. Так вот посмотрите, как это было сделано. В какой-то момент у меня, как подписчика, появилось такое уведомление:
Как видно, меня не поставили перед фактом, что вы должны доплатить, а ПРЕДЛОЖИЛИ (!) изменить договор в части увеличения цены (на самом деле, не только цены, но и функционала). То есть я мог согласиться или отказаться. И это, ещё раз подчеркну, в ситуации, когда речь идёт о возможном исчезовении канала. Даже в этой ситуации он повёл себя в строжайшем соответствии с законом.
При всём при этом было применено два инструмента: во-первых, уже упомянутое расширение функционала; во-вторых, простая человеческая просьба. Не помню, чтобы МТС, увеличивая с 0 до 150 рублей в месяц абонентскую плату по какому-то (уже не помню названия) тарифу объяснял, что у нас де планируются такие-то и такие-то расходы, это стоит столько-то, а наши доходы — по прогнозам — составят на 3 % меньше; владельцы таких-то тарифных планов сегодня приносят нам столько-то, мы предлагаем увеличить цену таких-то услуг на столько-то, тогда у нас всё срастётся. Никогда ведь такого не было. И совершенно напрасно.
Уважайте закон. И людей.
